Страницы

«Применение проектной технологии в урочной и внеурочной деятельности обучающихся начальной школы"

  «Применение проектной технологии  в урочной и внеурочной деятельности обучающихся начальной школы"

Учитель начальных классов Рожнова Ирина Викторовна

 «Если мы будем учить сегодня  так, как мы учили вчера,

мы украдем у детей завтра». (Джон Дьюи)

 

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Современной школе потребовались такие методы обучения, которые:

- формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивают общие учебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формируют не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; - реализуют принцип связи обучения с жизнью.

Начав развивать в детях навыки научно-исследовательской работы уже в первых-четвертых классах, учителя средней школы замечают в своих учащихся, насколько они самостоятельны в суждениях и заинтересованы в поиске ответов на интересующие их вопросы. А это значит, что работать с такими детьми будет не только легче, но увлекательнее и приятнее.

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие таких качеств личности, как мышление, внимание, память и воображение. Много лет мы работаем над проблемой развития творческого мышления на уроках. Признаки одаренности ребенка – это особенности, которые выделяют его среди других, в чем-то поднимают над общим уровнем при прочих равных условиях.

Метод проектов- педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Под проектом подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполненный учащимися на основе субъектного целеполагания комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектной деятельности, и его представления в рамках устной или письменной презентации.

Метод проектов является технологией, которая позволяет учителю формировать педагогические ситуации по различным основаниям (ситуация неопределенности, кооперации и т.д.) и на основе различного предметного содержания. Проектный метод в школьном образовании это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств как учителя, так и учащихся.

            Каковы могут быть цели и особенности проектного обучения?  В первую очередь способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии: через проживание  «ситуации успеха» (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации; через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.

            Во- вторых, развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли  сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности в любой сфере жизнедеятельности социально важным является умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но  выслушать и понять другую, и, в случае несогласия, уметь конструктивно (т.е. с желанием использовать позитив, а не разрушить) критиковать альтернативный подход для того, чтобы в итоге найти решение синтезирующее, удерживающее позитивы каждого предложения

            В – третьих развивать исследовательские умения: анализировать проблемную ситуацию; выявлять проблемы; осуществлять отбор необходимой информации из литературы; проводить наблюдения практических ситуаций;  фиксировать и анализировать их результаты;  строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Разработка проекта включает:

I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)

II этап: Сбор и обработка информации

III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:

актуальность и важность данной проблемы; анализ разнообразной информации;

программа действий;

разработка варианта реализации своей программы.

IV этап: Реализация плана действий (проекта)

V этап: Подготовка к защите проекта

представляют проект на конференции

оформляют портфолио

готовят стендовую защиту

разрабатывают электронную презентацию и т.д.

VI этап: Презентация проекта (для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)

VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления). Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который  получается при решении практической и теоретической проблемы. Проектно-исследовательская деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности.

     Конечно, реализация проектной технологии требует от учителя большой подготовительной работы.  Необходимо заранее выбрать тему проекта, продумать цели и задачи, которые будут поставлены перед учениками. Необходимо заинтересовать ребят проектом. Задача учителя состоит в том, чтобы умело подвести ребят к поставленной цели, помочь выбрать нужные сведения из общего потока информации. Каждый этап работы над проектом должен иметь свой продукт.

Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество видов и разновидностей, но в основном в начальной школе применяется следующая классификация проектов:

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до рекомендаций  по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто являются публикации в средствах массовой информации. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.

Разработка и реализация ролевого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат такого проекта остается открытым до самого окончания.

            В своей работе на уроках использую проектно-исследовательскую деятельность обучающихся, которая стимулирует интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знанияНапример, в начале урока русского языка по теме «Неизменяемые слова» во 2-ом классе для повышения познавательного интереса, уровня самостоятельности в нахождении и решении новых нестандартных проблем используется задание с элементом проблемно-поискового метода: «Правильно ли так говорить: «играет на пианине», «ходит в пальте», По теме «Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова» применяется задание-наблюдение: «Давай понаблюдаем, как обозначаются буквами гласные звуки в корнях слов: [лэс] лес - [лисной] лесной и т.п.).

            В рамках общеинтеллектуального внеурочной деятельности мною  разработана и реализована программа кружка по проектной деятельности во 2-м классе «Маленький мастер». Цель данной внеурочной деятельностиразвитие познавательной активности младших школьников, их творческих способностей через приобщение к проектно-исследовательской деятельности, создание условий для организации этой деятельности и получения ее результатов. Программа направлена на формирование у обучающихся основ культуры проектной деятельности  и развитие познавательных способностей, креативности. Планируемые результаты программы: сформировать представление о структуре проектно-исследовательской деятельности; развить мотивацию к саморазвитию, проявление творческого потенциала, не стандартный подход к решению проблемы.

            Реализация программы предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в малых группах, индивидуальное консультирование. В зависимости от направления проектов предусмотрено проведение занятий в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке. Проектная деятельность включает разные формы: проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, встречи с интересными людьми. Обучающиеся учатся планировать свою деятельность, осуществлять поиск информации, работать с информационными источниками: энциклопедиями, справочниками, книгами, Интернет – ресурсами. Для обучающихся начальной школы более эффективно выполнение групповых проектов, основанных на принципе добровольности. Тематика проектов носит творческий, социальный характер, детей волнуют проблемы окружающей среды, защита животных и птиц, прослеживается интерес к профессиям.        Результатами реализации программы стали презентации  проектов «Прививка плодовых деревьев», «Экология», «Красная книга Хакасии», «Моя родословная», «Маленькое чудо-шоколадное яйцо с сюрпризом», «Большая история маленькой Пуговицы».

Реализуя проект, младшие школьники смогли значительно пополнить знания, научиться работать самостоятельно и совместно, докладывать результаты своей работы, обсуждать их, отбирать необходимый материал.Так как, возраст учащихся еще мал, жизненный опыт беден, поэтому особенно на первых порах им трудно сформулировать возникшие вопросы и проблемы, поэтому большинство предложений пока исходили от меня, но я старалась  сделать это как можно более ненавязчиво. Организуя и координируя работу учеников, я предоставила учащимся свободу действий и выбора, право самостоятельно решать спорные вопросы, приходить к единому мнению. Руководство деятельностью детей, вмешательство в их работу и общение было максимально тактичным. Результаты проекта стали полезными и приятными как для учеников, так и для меня.

            Таким образом,  использование проектно-исследовательского метода учителем позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, оживляет традиционный учебный процесс, способствует проявлению индивидуальных качеств каждого ученика. Проектная  деятельность в начальной школе выводит ученика за границы урока, учебника, представляет проблему объемно, с позицией разных дисциплин, развивает творческое мышление, пробуждает интерес к изучению приемов и методов поиска оригинальных решений в любой области человеческой деятельности.

Список литературы.

1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе.  М.: Аркти, 2012.

2.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2011.    №6.

3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2012.

4.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.

5.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.

6.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.

Комментариев нет:

Отправить комментарий